Главная » Статьи » Телеметрия и Наклонно-направленное бурение

ВОПРОСЫ НА АТТЕСТАЦИИ ИНЖЕНЕР ПО БУРЕНИЮ (ИНЖЕНЕР-ТЕХНОЛОГ ПО НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННОМУ БУРЕНИЮ) / DD ENGINEER ЧАСТЬ 4

Регламент по эксплуатации ВЗД

  1. Ситуация: Бурение слайдом, забой 2775м, зенитный угол 74гр, нагрузка 10т, увеличивая нагрузку на долото, величина забоя по показаниям ГТИ увеличивается, перепад давления 3-5атм. Резкий рост давления и как следствие остановка насосов. Вопрос: Укажите вероятные причины скачкообразного роста давления. Является ли это показателем выхода из строя ВЗД?

Вероятные причины: подлипание инструмента, не дохождение нагрузки до забоя затем резкий срыв удар долота об забой в последствие чего рост давления, остановка насосов, не является показателем выхода из строя ВЗД.

  1. В каком случае используют бурение с подворотом?

Каждая модификация ВЗД имеет свой критический угол перекоса двигателя, при превышении которого запрещается вести бурение с вращением инструмента, . При установке таких углов перекоса, бурение интервалов стабилизации ведется с подворотом инструмента. Бурение с подворотом может вестись по времени (подворот инструмента каждую 1-2 минуты на 90 градусов), а тате по проходке (подворот каждые 0,5-1м на 90 градусов). Из практики, метод выбора подворота инструмента зависит от скорости проходки:

 -при механических скоростях бурения 25-30м/ч и более подворот инструмента производится по проходке;

 -при механических скоростях менее 25-30м/ч подворот инструмента производится по времини.

         3.    При отрыве от забоя наблюдается рост давления, при разгрузке на забой давление падает,                    является ли это признаком отказа ВЗД.

В этом случае необходимо выполнить следующее: Прекратить вращение двигателя ротором, если вращение производилось. Оторвать двигатель от забоя и зафиксировать величину давления промывочной жидкости. Разгрузить двигатель на забой и снова зафиксировать величину давления промывочной жидкости. Если давление при отрыве от забоя выше, чем при разгрузке на забой, то это свидетельствует об отказе двигателя, связанным с нарушением целостности корпусных деталей.

 4.  Во время бурения давление резко выросло.  После отрыва от забоя и повторном запуске насосов давление также скачкообразно росло. Каковы вероятные причины?

Заклинивание ротора рабочей секции.

 5.  Назовите вероятные причины падения давления в нагнетательной линии при постоянном расходе и осевой нагрузке.

Промытие в нагнетательной линии или элементов КНБК.

          6.  Как зависит момент и частота вращения на валу двигателя от количества зубьев ротора и статора (заходности)?

Чем больше заходность: частота вращения больше, момент меньше.

Чем меньше заходность: частота вращения меньше, момент больше.

          7.    Назовите основные узлы винтового забойного двигателя.

Основными узлами винтового забойного двигателя являются: двигательная секция, шпиндельная секция, регулятор угла или косой переводник, карданный вал. Все двигатели-отклонители оснащены верхним и нижним ловильным устройством.

 

  1. Расскажите о требованиях к условиям хранения и транспортировки ВЗД на кустовой площадке.

Транспортирование двигателя производится в открытых железнодорожных вагонах, автомашинах, речным, морским и воздушным транспортом в соответствии с действующими на этих видах транспорта правилами перевозки грузов. Условия транспортирования должны обеспечивать защиту двигателя от повреждений. Двигатель отгружается без упаковки с ввернутыми предохранительными пробками. Запрещается транспортировать двигатель волоком или сбрасывать с транспортных средств. На буровой хранить двигатель следует с ввернутыми предохранительными пробками на приемных мостках, выкладках или специальных стеллажах. Запрещается хранить двигатели на открытой земле, снегу.

  1. Расскажите о требованиях к условиям хранения и переводников, калибраторов, НУБТ на кустовой площадке.

Все переводники, калибраторы, НУБТ должны храниться в специальном контейнере (бочке, поддоне) со смазаными резьбами и навернутыми  колпаками.

 

  1. Опишите критерии отбраковки ВЗД.

При достижении наработки, рекомендованной в паспорте. В случае осложненных условий бурения, например, высокого содержания абразива в промывочной жидкости, повышенный уровень вибрации и т.п., величина рекомендуемой наработки должна быть уменьшена.

  1. Что необходимо указывать в паспорте двигателя при отправки его в ремонт?

Двигатель, который вышел из строя в процессе эксплуатации, должен быть в кратчайший срок доставлен на специализированную базу и подвергнут ремонту. Запрещается проводить ремонт двигателя на буровой. В паспорте необходимо указать: причину отправки двигателя в сервисный центр, наработку на двигатель, место работы двигателя, дату отправки двигателя и лицо ответственное за отправку.

  1. Опишите принцип измерения осевого люфта ВЗД.

Приподнять двигатель над столом ротора.

Замерить размер «А» от торца корпуса до торца присоединительной резьбы к долоту на валу

Установить двигатель валом шпиндельной секции на стол ротора и разгрузить талевую систему.

Замерить размер «Б» от торца корпуса до торца присоединительной резьбы к долоту на валу

Осевой люфт двигателя:

  1. Какие мероприятия необходимо провести при подготовке ВЗД в зимний период?

При температуре воздуха ниже 0 градусов перед запуском двигателя на устье скважины необходимо прогреть его паром снаружи в течение 40-60 минут. При этом ВЗД необходимо положить на деревянные выкладки, укрыть бур. укрытием, а паровой шланг положить между ВЗД и бур. укрытием, пар должен проходить вдоль всего двигателя.

  1. Можно ли производить опрессовку ВЗД на устье после прогрева двигателя паром в течение 40-60мин при температуре воздуха от 0 до -15гр?

Да можно.

  1. Можно ли производить опрессовку ВЗД на устье после прогрева двигателя паром в течение 40-60мин при температуре воздуха ниже -15гр?

При температуре воздуха ниже -15 0 С  проверку работоспособности двигателя на устье скважины не проводить. Необходимо спустить двигатель в скважину на глубину не менее 100 метров, выдержать 50...60 минут, и только после этого запустить двигатель.

 

  1. По какому папраметру осуществляется контроль работы ВЗД?

При бурении возможно осуществлять контроль работы двигателя по изменению дифференциального перепада давления.

  1. Что такой дифференциальный перепад давления?

Дифференциальный перепад давления разность давлений в нагнетательной линии при работе двигателя под нагрузкой и при отрыве долота от забоя.

  1. Назначение  и состав двигательной секции.

Двигательная секция предназначена для преобразования энергии движущегося потока промывочной жидкости во вращательное движение ротора. В состав двигательной секции входят ротор и статор. статор выполнен в виде стального корпуса, к внутренней поверхности которого привулканизована резиновая обкладка с внутренними винтовыми зубьями левого направления. Стальной ротор имеет наружные винтовые зубья, на один меньше чем у статора. Промывочная жидкость, нагнетаемая насосами буровой установки, поступает к долоту, проворачивая при этом ротор внутри статора.

  1. Назначение и состав шпиндельной секции

Шпиндельная секция служит для восприятия гидро-весовой нагрузки двигательной секции, реакции забоя и радиальных нагрузок от долота при бурении. Шпиндельная секция включает в себя упорно-радиальный многорядный шарикоподшипник или многорядную резинометаллическую пяту радиальные опоры скольжения.

  1. Какой элемент служит для передачи вращения от ротора двигательной секции к валу шпиндельной секции?

Карданный вал служит для передачи планетарного вращения эксцентрично расположенного ротора к валу шпиндельной секции и передачи гидро-весовой нагрузки Состоит из вала, верхнего и нижнего шарниров.

  1. Какие элементы конструкции ВЗД служат для предотвращения оставления в скважине корпусных деталей и вала двигателя при их разрушении?

Верхнее ловильное устройство предназначено для истючения оставления в скважине частей двигателя при поломке его корпусных деталей. Устройство состоит из верхнего (ловильного) переводника, расположенного ВЫШЭ статора, шпильки, ввёрнутой в верхний конец ротора, шайбы и гайки, поджимающей шайбу и навёрнутой на шпильку. В случае поломки каких- либо корпусных деталей, вес частей двигателя ниже слома передаётся последовательно на вал шпинделя, карданный вал, ротор, шпильку, шайбу, гайку и торец верхнего (ловильного) переводника. Нижнее ловильное устройство предназначено для исключения оставления в скважине вала двигателя при его поломке.

 

  1. Факторы, влияющие на выбор типа двигателя

Требуемые условия для достижения заданных параметров кривизны скважины. Необходимый угол перекоса между секциями двигателя.  Необходимость использования центраторов и колибраторов.                                          Необходимость бурения с одновременным вращением бурильной колонны.

  1. Допускается ли обваривание резьбовых соединений двигателя, а также наваривание    каких-либо элементов на корпус двигателя?

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

 

  1. В каких случаях разрешается докрепление заводских резьб двигателя на буровой?

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

  1. Периодичность определения осевого люфта вала двигателя.

Перед спуском в скважину двигателя нового или после ремонта, а тате после каждого подъема двигателя из скважины необходимо провести проверку осевого люфта выходного вала.

  1. В каких случаях разрешается свинчивание и развинчивание присоединительных резьб элементов КНБК вращением стола ротора с обжатым клиньями ПКР статором двигателя?

ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Свинчивание и развинчивание присоединительных резьб элементов КНБК вращением стола ротора с обжатым клиньями ПКР статором двигателя.

  1. Требования к трубным фильтрам.

В КНБК должен быть эюпючен как минимум один фильтр с отверстиями диаметром не более 5 мм или один щелевой фильтр с шириной щелей не более 5 мм и длиной щели не более 100 мм, предотвращающий попадание посторонних предметов в двигатель.

  1. Определение работоспособности двигателя при опрессовке на устье.

Произвести запуск двигателя над устьем.  Двигатель должен запускаться и устойчиво работать при давлении, не превышающем указанного в паспорте на конкретный ВЗД. Зафиксировать величину давления на рабочем расходе. Проток части бурового раствора между валом и корпусом шпиндельной секции предусмотрен  для нормальной работы двигателя. Количество протока не влияет на работоспособность двигателя  и не регламентируется.

  1. Установка угла перекоса ВЗД.    

Диапазон углов искривления приведен в паспорте на ВЗД. Предварительно необходимо расстопорить стол ротора, промыть водой поверхность двигателя для исключения попадания грязи в резьбовое соединение верхнего переводника регулятора угла. Установить машинные ключи на переводники. Отвернуть ключами переводник на величину 10-15 мм Поднять муфту по шлицам вала вывести ее торцевые зубья из зацепления с зубьями переводника кривого относительно переводника кривого установить требуемый угол искривления отклоняющего устройства и кривом переводнике. В случае невозможности установки требуемого угла искривления минимальным поворотом по часовой стрелке из-за застопоривания вала регулятора допускается вращать вал с муфтой в обратную сторону, но не более одного оборота! Переместить муфту по валу до зацепления зубьев муфты с зубьями кривого переводника. Нанести на открытые витки резьбовую смазку. Следя за тем, чтобы зубья муфты и переводника кривого не расцепились. Окончательно завернуть резьбы регулируемого переводника моментом, согласно данным контролировать с помощью оптического квадранта. В случае несоответствия значения замеренного угла значению, на регуляторе угла, необходимо поставить в известность координатора, дежурного операционного центра, составить Акт о несоответствии угла перекоса, произвести соответствующую запись в журнал.

  1. Действия при остановке двигателя в процессе бурения.

При остановке двигателя во время бурения (в результате этого происходит резкое увеличение давления) необходимо: запомнить (зафиксировать) величину тормозного давления Рторм., прекратить подачу инструмента; контролировать давление в течение 3-5 секунд, если давление снизилось продолжить бурение при номинальном давление Рраб. ), если осталось высоким выключить буровой насос, стравить давление, «снять пружину» интрумента; затем следует «оторвать» долото от забоя на 1-1,5 м, включить насос и определить величину давления холостого хода Рхол.; если давление холостого хода Рхол. осталось высоким, а инструмент двигается свободно, отсутствует реактивный момент, то следует незамедлительно выключить промывку и выполнить аварийный подъем. При отправке винтового забойного двигателя в ремонт, обязательно указать причину отправки в ремонт и величину давлений Рхол. и Рторм.; если давление ХОЛОСТОГО хода Рхол, нормальное, соответствует предыдущему значению, то с двигателем все в порядке, рост давления был связан с перегрузкой и заклинкой долота в стволе.

  1. Выбор оптимального режима бурения.

Для выбора рационального режима работы двигателя необходимо: запустить двигатель над забоем, зафиксировать величину давления холостого хода, затем после касания забоя плавно увеличивать нагрузку на долото до получения необходимой механической скорости (согласно долотной программы), после чего необходимо зафиксировать величину рабочего давления и определить дифференциальный перепад давления. Для наиболее эффепиэной работы двигателя рекомендуется обеспечивать постоянный дифференциальный перепад давления, который пропорционален моменту на долоте. Если при данном режиме в процессе бурения происходят скачки давления в нагнетательной линии, необходимо снизить нагрузку на долото до величины: обеспечивающей стабильную работу двигателя.

Часть 5

Категория: Телеметрия и Наклонно-направленное бурение | Добавил: Joni (10.11.2017)
Просмотров: 675 | Теги: секция, ротора, Двигатель, необходимо, вала, более, переводника, секции, ВЗД, двигателя | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 986 9750184 102-Rus@mail.ru
Mirum
sample map