Главная » Статьи » Охрана труда » курс по охране труда

курс по охране труда

Дистанционный курс обучения по охране труда

с последующей проверкой знаний требований

охраны труда работников организаций

 

  1. Управление охраной труда
  2. Специальные вопросы обеспечения требований безопасности в организации
  3. Факторы профессионального роста. Социальная защита работников

 

Лекция 1. Основы охраны труда

Содержание лекции

1.1. Термины и определения в области охраны труда

1.2. Основные положения трудового права

1.3. Правовые основы охраны труда

1.4. Государственное управление охраной труда

1.5. Государственные нормативные требования охраны труда

1.6. Обязанности и ответственность должностных лиц за соблюдение требований

охраны труда

1.7. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда

 

1.1. Термины и определения в области охраны труда

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней  профессиональных рисков.

 

1.2. Основные положения трудового права

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основными нормативными актами федерального значения являются следующие:

• Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности

опасных производственных объектов»;

• Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов

деятельности»;

• Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

• Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения»;

• Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

• В сфере экологической безопасности следует отметить:

• Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

• Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

• Федеральных закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 

1.3. Правовые основы охраны труда

Нормативную основу охраны труда составляют:

• правовые нормы;

• технические нормы.

К правовым нормам относятся нормы, закрепленные в Конституции РФ, например:

• в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей;

• каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

• сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом;

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Одним из важнейших федеральных законов в области охраны труда является Трудовой кодекс РФ — это федеральный закон, действующий на всей территории нашей страны, регулирующий трудовые отношения работников и работодателей, а именно:

• устанавливает трудовые права и обязанности работников;

• регламентирует взаимоотношения сторон при заключении трудового договора (кон-

тракта) между работниками и работодателями;

• определяет содержание коллективного договора и порядок его разработки;

• регулирует продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

• регулирует вопросы оплаты труда;

• регулирует возмещение ущерба;

• определяет обязанности работников по соблюдению трудовой дисциплины;

• регулирует вопросы применения труда женщин, молодежи и инвалидов.

В ТК РФ есть специальный раздел «Охрана труда». Кроме того, в ряде статей других разделов ТК РФ содержатся нормы, либо напрямую, либо опосредовано, регулирующие отношения в сфере охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Правовую базу охраны труда составляет ряд других законов, например,:

• Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором предусмотрен порядок проведения экспертизы нетрудоспособности медико-социальными экспертными комиссиями, перевода работника на другую работу по состоянию здоровья, а также обязательность рекомендаций медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан для администрации организаций независимо от формы собственности (ст. 59 и 60);

• Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, где установлены санитарно-эпидемиологические требования к определенным объектам и видам работ, к условиям труда, а также нормы о санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, о государственном противоэпидемическом надзоре, государственной санитарно-противоэпидемической службе РФ и ответственности за нарушение санитарного законодательства (ст. 13–17, 22, 24–25, 44, главы IV, VI, VII).

Российское законодательство об охране труда учитывает международные нормы и, прежде всего, конвенции и рекомендации Международной организации труда. Международное законодательство об охране труда базируется на Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.,Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г., и других документах.

Технические нормы состоят из норм технического, технологического, санитарно-гигиенического характера, устанавливающих определенные требования к зданиям, сооружениям, в которых трудятся работники, производственному оборудованию, условиям труда и т. д. Правовое значение технические нормы приобретают через установление прав и обязанностей сторон трудового правоотношения по их выполнению, обязательности соблюдения, юридической ответственности за их нарушение. Правовой характер и значение им придает также определение объема компетенции и порядка принятия таких актов.

На выполнение задачи на соответствие международным стандартам и требованиям в области стандартизации, сертификации и аккредитации, обязательным и на добровольной основе требованиям к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации направлены требования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Закон регулирует отношения, возникающие:

• при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

• при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,

реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• при оценке соответствия.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. А технический регламент — это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации).

Регулирование ОТ в субъектах Российской Федерации

Полномочия органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дальнейшее правовое развитие на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. В ряде регионов предмет ведения органов местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации.

Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т. д.

Трудовой кодекс Российской Федерации определил место локальных нормативных актов в общей системе действующего законодательства, в том числе и по вопросам охраны труда, и закрепил право работодателя принимать акты, содержащие нормы трудового права, а также обязанность соблюдать их. Сегодня многие крупные корпоративные объединения и организации пользуются этим правом и, в ряде случаев, используют в своей работе такие документы. Основным назначением локальных нормативных актов является конкретизация отдельных положений законодательных и подзаконных актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда в конкретной организации.

Совокупность федеральных и региональных документов образует нормативную правовую базу для практических действий в организациях, где формируются свои системы управления охраной труда, направленные на реализацию требований охраны труда, обеспечение его безопасности. Реализация этих требований законодательством, в том числе ст. 212 Трудового кодекса, возлагается на работодателя.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 27.12.2010 № 1160, система нормативных правовых актов по охране труда состоит из следующих документов:

• стандарты безопасности труда;

• правила и типовые инструкции по охране труда;

• государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Важное место занимают постановления Правительства РФ, такие как:

• Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда»;

• Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве»;

В рассматриваемой сфере действуют акты Министерства труда и социального развития

России:

• Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;

• Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных требований охраны труда»;

• Постановление Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;

• Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России 01.06.2009 № 290н;

• Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

• Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на

работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

• Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков»;

• другие постановления, утверждающие правила охраны труда.

С принятием пакета соответствующих законодательных и иных актов в Российской Федерации сформировался механизм организационного, правового и экономического воздействия, направленный на совершенствование условий и охраны труда.

 

1.4. Государственное управление охраной труда

Главная цель государственной политики в области условий и охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение этой цели возможно только при создании устойчивой системы управления охраной труда и обеспечения четкого функционирования всех субъектов управления как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно изменениям, внесенным в ТК РФ ФЗ № 90-ФЗ, отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами

и законами субъектов Российской Федерации.

С весны 2012 года создано Министерство труда и социальной защиты, ставшее федеральным органом исполнительной власти в области государственного управления охраной труда в Российской Федерации.

Эффективный и безопасный труд возможен только на рабочем месте, условия труда которого отвечают всем современным требованиям, положениям и нормативам.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность вплоть до уголовной.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно ст. 210 ТК РФ являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

 - организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

 - международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственная политика в области охраны и условий труда предусматривает совместные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Защита прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены труда, гарантируется государством.

Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также применение предусмотренных федеральными законами мер ответственности за их нарушение к лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда работников организации.

 

 

 

 

 (Трудовой кодекс Российской Федерации. Статья 216.)

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулирова-

нию в сфере труда.

 

Скачать с сервера (46.3Kb) ]
Категория: курс по охране труда | Добавил: Joni (09.05.2017)
Просмотров: 179 | Теги: производственный, вредных, факторов, труда, производственных, ОХРАНЫ, ТРЕБОВАНИЙ, охраной, работников, опасных | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 986 9750184 102-Rus@mail.ru
Mirum
sample map